Исцеление по закону

В наше время трудно себе представить человека, который бы ни разу не обращался к врачу-стоматологу. Количество народонаселения земного шара, умноженное (по количеству зубов у человека) на 32, многократно увеличивает вероятность заболевания и обращения к врачу. В связи с чем, данный вид оказываемой медицинской услуги ещё долгое время будет востребован, а сети стоматологических клиник по количеству вывесок украшающих Москву и другие города России, открыто конкурируют с обменными пунктами валюты и местами предоставления услуг мобильной связи.

Однако, оставив шутки, можно с уверенностью констатировать, что оказание стоматологических услуг давно уже превратилось в привлекательный и прибыльный бизнес, в котором помимо добросовестных верных своему врачебному долгу докторов, нашли своё место и отдельные проходимцы которые, в своём желании быстро обогатиться, не думают о последствиях вреда ими чинимого.

Попробуем кратко разобраться: как защитить свои права, что необходимо сделать прежде чем обратиться к "людям в белых халатах", и что делать, если вы остались недовольны оказанной вам услугой.

Обращаясь за медицинской помощью необходимо знать, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. При этом в соответствии с п. 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27), медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

После того, как вы убедились в том, что избранная вами стоматологическая клиника обладает правом оказывать гражданам стоматологическую помощь можно перейти к следующему этапу исцеления, но, прежде чем предоставить свой жевательный аппарат врачу стоматологу для осмотра необходимо составить договор на обследование. В соответствии указанным договором стоматологическое учреждение возлагает на себя обязанность осуществить в оговоренное с пациентом время собеседование и осмотр для установления предварительного диагноза. Результаты обследования, предварительный диагноз, объём и план необходимого лечения отражается в амбулаторной карте больного.

В свою очередь пациент в амбулаторной карте делает письменную отметку об ознакомлении с предварительным диагнозом, планом лечения и возможными осложнениями. На данном этапе необходимо учитывать также технические возможности избранной вами медицинской организации, так как многие стоматологические кабинеты, не имея соответствующих диагностических приборов, оставляют за собой право направить пациента в иную специализированную стоматологическую клинику, что увеличивает расходы и время на проведение диагностических мероприятий.

После исполнения стоматологической клиникой всех условий заключённого договора и оплаты оказанных услуг необходимо требовать заключения второго договора на лечение.

В соответствии с договором о лечении медицинская организация берёт на себя обязательство осуществить качественное лечение в соответствии с предварительным диагнозом и планом лечения, внесёнными в амбулаторную карту, а также обеспечить наиболее безболезненные методы лечения в соответствии с медицинскими показаниями. Оба договора должны содержать сведения о враче, которому поручается исполнение услуг предусмотренных условиями договора.

При оплате предоставленных услуг необходимо помнить, что медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег. Указанный платёжный документ будет являться дополнительным доказательством договорных отношений, и подтверждать реальную передачу денежных средств в кассу медицинской организации.

В случае возникновения разногласий между пациентом и стоматологической клиникой по вопросам сроков и качества оказанных услуг можно обратиться с письменной претензией в адрес руководства медицинского учреждения, а также с жалобой в органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.

Согласно Разъяснениям ГКАП РФ по отдельным вопросам применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" названным законом в полной мере регулируются отношения по оказанию медицинских услуг медицинскими организациями и частнопрактикующими врачами в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг их работникам и членам их семей.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить новый срок оказания услуги;
  • потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
  • потребовать исполнения услуги другим специалистом;
  • расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.

При не достижении мирного урегулирования разногласий по вопросам качества оказанной услуги пациент вправе обратиться в суд и по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Для разрешения судебного дела подобной категории требуются специальные познания в области стоматологии и, как правило, проводится судебная медицинская экспертиза с участием экспертов территориальных организаций Стоматологической Ассоциации России, либо другими лицами и организациями имеющими специальные полномочия, и статус эксперта.

В заключении хочется дать практический совет: не стоит ставить эксперименты над своим здоровьем, соблазняясь ценой оказываемых услуг. Ведь здоровье, впрочем как и здоровые зубы, не купишь.

Уверяю вас, что среди наших российских стоматологов есть свои "левши" и их работы не стыдно было бы показать и на мировом уровне. Главное не ошибаться с выбором врача и клиники, в которой он работает.

Будьте здоровы!

 

04.12.2007 г. Адвокат Петр Бородин

Опубликовано в апрельском журнале № 4 "Качество жизни. ПРОФИЛАКТИКА".

Остались вопросы? Звоните!